В 2023 году серьезно вырос спрос на международные автомобильные грузоперевозки, причем росло количество заявок как на импорт, так и на экспорт. Об этом Office Life рассказали представители Биржи автоперевозок ATI.SU.
Фото: OL
Откуда везут грузы
За год количество размещенных на бирже заявок на автомобильные грузоперевозки в Беларусь из других стран выросло на 41%. Тенденцию задает Россия, откуда количество заявок на перевозки увеличилось почти наполовину. Из Казахстана спрос прибавил 28%, а из Китая он вырос практически вдвое, или на 96%. Подросли за прошлый год и ставки — в среднем на 10−15%.
По словам директора компании — представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяны Солдатенко, вторая половина года оказалась заметно активнее первой. Если в I квартале наблюдалось небольшое снижение количества заявок на импортные перевозки — минус 11% по сравнению с тем же периодом 2022-го, то уже в II квартале ситуация стала меняться — плюс 21%. А III квартал обозначился взрывным ростом — плюс 126%. Под конец года динамика чуть замедлилась, но сохранила хороший прогресс — плюс 65%.
Куда везут
Что касается перевозок из Беларуси, за год заявок стало больше на 36%. Здесь также лидирует Россия, куда спрос вырос на 41%. Но более внушительные результаты в плане динамики показывают Казахстан (плюс 77%) и Грузия (плюс 73%). Ставки в экспортных перевозках выросли существеннее, чем в импортных: на 22%.
В целом же в экспортных перевозках активнее оказалась первая половина года. В I квартале спрос на перевозки из страны подрос на 51%, в следующем — на 131%. Затем рост замедлился: плюс 21% — в III квартале и плюс 3% — в IV.
Татьяна Солдатенко подчеркивает, что перевозки с Россией в обе стороны составляют основную массу от объема белорусских международных перевозок, поэтому и тенденции на рынке определяет именно эта страна. Цепочки поставок в Россию уже перестроились и отладились к концу 2022 года, поэтому в 2023-м рост замедлился. А вот на увеличение спроса на перевозки из России в середине 2023 года повлияло то, что к этому моменту в стране-соседке прибавило внутреннее производство и ослаб курса российского рубля. Вероятнее всего, часть грузов из России, которые приезжают в Беларусь, затем отправляются в другие страны.
А что на внутреннем рынке
Спрос на внутренние перевозки в 2023 году показал самый серьезный рост: плюс 145% по сравнению с 2022 годом. Цены же на перевозки по Беларуси снизились на 8%.
В то же время Татьяна Солдатенко отмечает, что к этим цифрам нужно относиться с осторожностью, т. к. существенный рост говорит скорее о развитии самой Биржи ATI.SU на фоне актуальности тренда на цифровизацию отрасли.
Как из-за кризиса в Красном море подорожает доставка грузов в Беларусь