Connect with us

Hi, what are you looking for?

Новости

Рынок тягачей начинает оживать. Похоже, что «сливки» снимут китайские производители

Рынок тягачей начинает оживать. Похоже, что «сливки» снимут китайские производители

Продажи тягачей в России и Беларуси в 2023 году заметно выросли и могут расти еще несколько лет. При этом уже сейчас лидерами продаж стали китайские бренды, которые пришли на опустевший рынок и фактически конкурируют только друг с другом.

Продажи растут быстрее, чем ожидалось

Рынок тягачей начинает оживать. Похоже, что «сливки» снимут китайские производители

В 2023 году рынок седельных тягачей на постсоветском пространстве неожиданно быстро очнулся от «спячки». Например, в России, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), рост продаж по сравнению с прошлым годом практически трехкратный. По итогам августа там было продано 32,7 тыс. седельных тягачей, что на 222,9% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

В Беларуси такой статистики в свободном доступе нет. Возможно, она появится в БАМАП в январе-феврале. Но даже без нее очевидно, что и в нашей стране рынок оживает, хотя и не так быстро, как в России. По крайней мере прошлогодний результат — 190 тягачей — точно будет превзойден, и, скорее всего, довольно существенно.

Как говорят дилеры, в 2023 году общий объем продаж тягачей в Беларуси ожидается на уровне не менее 400 штук. Подавляющую долю в этих продажах составят автомобили китайского производства. По данным компании «Брествнештранс», на 21 ноября 2023 года из стран, не входящих в ЕС, в Беларусь было ввезено 396 тягачей. То есть, как и предполагали весной эксперты OL, китайские бренды, впервые вышедшие на белорусский рынок, с ходу закрепились на нем.

Отложенный спрос и рост грузоперевозок

Рынок тягачей начинает оживать. Похоже, что «сливки» снимут китайские производители

В международных грузоперевозках цикл обновления автопарка всегда составлял около трех лет. Обычно спустя это время крупные транспортные компании продавали технику б/у и закупали новую. Сейчас этот цикл, конечно, удлинился в силу объективных причин: два ковидных года, а потом — 2022-й с санкциями и закрытием границ на западном направлении.

У многих компаний за эти годы техника не «выездила» привычный пробег, да и никто особо не спешил с ней расставаться, так как после ухода с рынка европейских производителей было вообще непонятно — удастся ли что-то купить взамен. Кроме того, объем перевозок сильно сократился, так что можно было не спешить с обновлением парка.

Ситуация начала меняться в 2023-м. По данным биржи автоперевозок ATI.SU, к концу III квартала спрос на импортные перевозки в Беларуси увеличился на 126%, на экспортные — на 19%, а на внутренние — на 154%. Введение перегрузки и перецепки европейских грузов дало дополнительный фрахт белорусским компаниям. Кроме того, резко выросли объемы перевозок в/из России, в направлении Китая и вообще в южные страны — в Среднюю Азию и Закавказье.

Правительство, в свою очередь, договорилось с рядом стран (например, Кыргызстаном, Ираном и др.) о безразрешительных перевозках, с другими (как, например, с Китаем) — об увеличении количества разрешений. Одним словом, рынок искал и находил новые транспортные коридоры, и фуры опять «поехали».

На рынке появилась конкуренция

Приход в Беларусь китайских производителей был, таким образом, вполне логичен. Во-первых, рынок после ухода западных брендов был хотя и небольшим, но фактически пустым. Во-вторых, белорусские дилеры, лишившись поставок от европейских компаний, искали, чем загрузить свои мощности и персонал. То есть это было встречное движение.

Во втором полугодии на рынке, кроме МАЗа и КамАЗа, уже работали дилеры и дистрибьюторы шести китайских марок тягачей: Sitrak, JAC, SHACMAN, FOTON, FAW и HONGYAN IVECO. Сейчас к ним присоединились еще и грузовики SANY, продажей которых в Беларуси начала заниматься компания
«Брествнештранс».

Рынок тягачей начинает оживать. Похоже, что «сливки» снимут китайские производители

«Выводя на рынок марку SANY, мы исходили из того, что потенциальный объем продаж в Беларуси в разы выше, чем это было в последние несколько лет. Кроме того, мы видим, что крупные международные перевозчики снова начинают обновлять свои парки. Еще один интересный сегмент — предприятия-производители, которые стали гораздо больше возить продукции в Россию и другие страны ЕАЭС, да и в Беларуси у них много перевозок. К тому же мы можем предложить более интересную цену для клиентов, чем сейчас есть на рынке у других компаний», — рассказал главный инженер СООО «Брествнештранс» Сергей Панасюк.

«Китайские седельные тягачи мы вывели на рынок в середине этого года, когда на рынке, по сути, не было предложения новых тягачей европейских производителей, и немного вариантов от поставщиков китайских брендов, — говорит Сергей Волковец, директор ООО «Трансконсалт Сервис», компании, которая уже пять лет является дистрибьютором грузовой техники JAC Motors в Беларуси. — Но, общаясь с потенциальными покупателями, мы видим, что доверие к китайским брендам тягачей значительно выросло за второе полугодие 2023 года, как и конкуренция на рынке».

Китай опять всех переиграл?

Каждый дилер в Беларуси сейчас живет по собственной программе. Это немаленькие вложения — начать работать с совершенно новым производителем. Кроме того, что приходится его продвигать — знакомить с ним потребителя, это еще и большие материальные затраты. Средний китайский тягач сегодня стоит на рынке более $100 тыс., а полноценный дилерский склад запчастей и расходников — от $0,5 млн. Все это — не считая обучения сотрудников, закупки оборудования и пр.

Рынок тягачей начинает оживать. Похоже, что «сливки» снимут китайские производители

Тем не менее перспективы (если, конечно, не случится чего-то очень нехорошего в экономике) у этой деятельности есть. Потенциальный объем рынка тягачей в Беларуси — от 1 до 2 тыс. единиц. С учетом того, что с 2025 года Россия отменит ограничения на каботаж, а до 2030-го снимет все запреты для белорусских перевозчиков, инвестиции в бизнес с китайскими фурами выглядят как не быстрый, но интересный проект.

Тем более что европейские автомобили «большой семерки», которые сейчас составляют основу парка белорусских перевозчиков, будет все сложнее и накладнее эксплуатировать с каждым годом, и их место так или иначе займут китайские конкуренты. Даже если санкции снимут через год или два, вернуться на рынок «европейцам» будет непросто. Похоже, что Китай в этой «игре вдолгую» опять всех переиграл.

Фото: «Брествнештранс»

Партнерский материал