Чем ближе «черная пятница», да и в целом сезон скидок на маркетплейсах, тем больше риск столкнуться в сети с онлайн-мошенниками. Специалисты компании Kaspersky подсчитали: с начала года в мире выявлено более 13 млн фишинговых атак, во время которых злоумышленники мимикрировали под популярные маркетплейсы, люксовые бренды и магазины гаджетов. Office Life спросил у экспертов по безопасности, как защитить свои деньги и не стать жертвой мошенников.
Фото: unsplash.com
Фишинг и скам
Эксперты Kaspersky предупреждают: фишинг и скам остаются одними из наиболее актуальных тактик среди мошенников. За 10 месяцев этого года компания обнаружила по всему миру почти 31 млн атак, нацеленных на онлайн-магазины, платежные системы и финансовые организации. При этом в 43,5% случаев злоумышленники маскировались под платформы электронной коммерции (13 млн атак).
Директор компании провайдера электронных платежей Assist Belarus Вячеслав Сенин также предупреждает: мошенники могут отправлять письма или сообщения с предложениями о скидках или подарках на «черную пятницу», но при этом требовать перейти по ссылке или скачать файл, который содержит вирус или шпионскую программу.
Специалисты по кибербезопасности советуют критически относиться к ссылкам и вложениям, полученным по электронной почте. Тщательно проверять личность отправителя, прежде чем что-то открывать, а также отслеживать списания с банковской карты и в случае подозрительных операций сразу обратиться в свой банк. Простые правила безопасности: не сообщайте свои данные, будь то номер телефона, адрес, номер карты или код подтверждения, никому, кто просит их по телефону, по электронной почте, по СМС или в социальных сетях. Не стоит и оплачивать товары или услуги заранее, если вы не уверены в надежности продавца, а при оплате сохраняйте чеки, подтверждения, договоры и другие документы, связанные с покупкой.
Ненастоящие магазины
Вячеслав Сенин объясняет, что мошенники могут создать сайты, которые выглядят как настоящие интернет-магазины, но на самом деле это ловушки для кражи личных данных или денег покупателей. Мошенники используют доменные имена, которые похожи на известные бренды, или отправляют письма с ссылками на такие сайты.
По данным Kaspersky, начиная с октября количество доменов, использующих слова «черная пятница» или black friday, выросло в три раза. Среди таких сайтов встречаются как полностью выдуманные магазины, так и правдоподобные копии реальных онлайн-площадок. Специалисты постоянно выявляют многочисленные поддельные страницы магазинов одежды, бытовой техники и электроники. Чаще всего встречается схема, при которой люди в итоге не получают якобы приобретенные товары.
Целятся злоумышленники и в тех, кто интересуется гаджетами. Например, они активно создают поддельные страницы с предложением продукции Apple. К слову, с января по октябрь специалисты Kaspersky обнаружили 2,8 млн фишинговых атак на пользователей с упоминанием продуктов этого бренда. С мошенничеством сталкиваются и геймеры, в частности, при попытке купить игровую консоль.
Как рассказала Ольга Свистунова, старший контент-аналитик Kaspersky, клиенты магазинов, особенно во время таких акций, как «черная пятница», — одна из основных целей злоумышленников:
Мошенники могут постепенно списывать деньги человека, привязавшего свою карточку к поддельному онлайн-магазину, или предлагать купить несуществующие подарочные сертификаты известных торговых площадок. В этот период особенно важно быть внимательными и следовать правилам безопасного шопинга: не переходить по ссылкам из сомнительных сообщений, проверять адрес сайта, прежде чем вводить на нем личные данные, а также использовать защитное решение, которое подскажет, если человек попытается перейти по фишинговой или скам-ссылке.
Фото: unsplash.com
Недостоверная информация о товаре
Вячеслав Сенин отмечает, что мошенники также могут заманивать предложением товаров по слишком низким ценам, но при этом скрывать или искажать информацию о характеристиках, состоянии, сроках доставки или гарантии товара.
Чтобы не купить некачественный или поддельный товар, нужно сравнивать цены и описания товаров на разных сайтах, читать отзывы других покупателей, а также проверять наличие контактной информации и политики возврата товара у продавца, — подчеркивает эксперт. — Сравнивайте цены и предложения. Не спешите совершать покупку, если цена кажется слишком низкой или скидка слишком большой. Посмотрите историю изменения цен, узнайте о налогах, сборах, доставке и других дополнительных расходах. И конечно же, не покупайте товары или услуги, которые не соответствуют вашим потребностям или ожиданиям, только потому, что они дешевые или акционные.
А если уже стали жертвой мошенника?
Если вы столкнулись с мошенничеством или недобросовестным продавцом, не молчите об этом, советует Вячеслав Сенин. Сообщите о проблеме в службу поддержки продавца, в банк, в милицию, в органы по защите прав потребителей, помощи можно попросить также в СМИ и в социальных сетях. Требуйте возврата денег, замены товара, компенсации убытков или других мер, которые вам положены по закону. Оставляйте отзывы и жалобы на сайтах, которые собирают информацию о мошенниках и недобросовестных продавцах, чтобы предупредить других покупателей.
Кроме того, эксперты советуют инвестировать в защиту данных — это один из главных бизнес-процессов каждого участника цепочки в электронной коммерции. Особенно это важно сегодня, когда искусственный интеллект развивается с каждым днем все более активно и мошенники в этом тоже видят новые возможности.