За 10 месяцев 2023 года в структуре потребительского лизинга в Беларуси 80% нового бизнеса приходилось на автомобили и только 3% — на недвижимость. Как говорили участники «Ярмарки финансирования», которая прошла не так давно в Минске, у большинства лизинговых компаний нет «длинных» денег, а те ресурсы, которые есть, очень дорогие.
Фото: sportishka.com
По словам Эдуарда Кузнецова, руководителя компании «Финпрофит», на внебанковском рынке можно получить ресурсы только через выпуск токенов. Их стоимость сегодня составляет примерно 8,5% годовых в валюте и 20−22% в рублях. Это позволяет заключать договоры лизинга на срок 1−2 года.
Даже банковские «дочки» не могут позволить себе длительные вложения. Как говорит Дмитрий Янчук, директор компании «Агролизинг», которая является «дочкой» Белагропромбанка, лизинг недвижимости требует вложений на 20−30 лет. Между тем, даже используя банковские ресурсы, компания может позволить себе вкладывать деньги в предметы лизинга не более чем на 10 лет.
Важным трендом на рынке стали электромобили. Они интересуют клиентов, а значит, операторы рынка вынуждены ими заниматься. В компании «А-Лизинг», где недавно купили 10 электромобилей, на них 38 заявок от потенциальных покупателей. Хотя с такими авто у компаний пока много проблем в части гарантийного обслуживания и дефицита запчастей на рынке.
В целом по итогам октября лизинговый портфель операторов рынка вырос с начала года на 16% и составил чуть более 9 млрд рублей. Количество договоров выросло на 30%. Это означает, что средний предмет лизинга стал дешевле. При этом 86% совокупного портфеля составляет инвестиционный лизинг (т. е. только юрлица). Потребительский лизинг физлиц на 1 ноября достигал 13% в портфеле лизинговых компаний.
Недавно инвестиционная платформа Finstore.by
оценила проникновение токенов в разные сферы бизнеса в Беларуси. Самым токенизированным видом деятельности оказался лизинг. На него приходится более четверти совокупного объема этого рынка.
Белорусский лизинг: от ковида до санкций. Что спасает этот рынок